russian  norwegian  suomen  ukrainian  polska  latvian  belarus  france  Great Britain  sweden 


ПАРТНЕРЫ


Комитет по физической культуре, спорту и туризму Мурманской области





ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ





 

Мотомания



Оригинал статьи

Как мы в трофи ходили


Около трех лет назад, когда в Мурманске появилась пара-тройка эндуриков, я выступил с предложением - заявиться на внедорожную гонку Арктик трофи (далее AT). Тогда мое предложение не нашло поддержки даже у организаторов - меня встречали неоднозначные высказывания по поводу целесообразности езды по одним дорогам с джипам.
В 2007 году, не без усилий, мы все же договорились с организатором об участии в AT, но в последний момент я не смог участвовать в соревнованиях. Три моих друга поехали, и все три мотоцикла были поломаны. Неподготовленные участники жгли(!) в основном, сцепление. Услышав по радио, что у одного из участников сгорело сиденье, я пребывал в недоумении: что же там такого случилось?.. :) Но скажу, что опыта участники соревнований 2007 года набрались незаменимого!
В 2008 году я и не думал об AT. Поездок у меня и так было достаточно, да ещё и дензнаки закончились к сентябрю. Но не тут-то было! Хоть и не собирался я на трофи, но в обсуждении маршрутов участие принимал и... не устоял перед напором предстоящего приключения -заявка участника была подана. На старт 6-го сентября в г. Кандалакша выехало два "бескомпромиссных" YAMAHA TT-R250 Raid и два "просто мотоцикла" Suzuki. Одна из "Сузук" оказалась "Джебелом 250" (интересно, это название или диагноз того, кто его дал?), а вторая - DR-Z400. Познакомлю Вас с участниками: Насыров Геннадий (далее Гена) - DR-Z400; Зубач Михаил (далее Миша или Мишаня) - на "правильном" мотоцикле; Чеченин Сергей (далее Чечен или Серёга) - на этом, как его... "Джебеле":); и я - Кабешев Александр - приехавший в чистых брюках, начищенных мотоботах и на самом подготовленном и "правильном" мотике:).

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Налепив стартовые номера, наклейки AT и рекламу спонсоров, мы двинули к старту. Путь с места официального открытия AT-2008 до места спортивного старта занял 1 час и 50 км. За это расстояние Гена умудрился потерять с багажника сумку с инструментом и необходимым зипом. Про Гену расскажу отдельно - человек неординарный, с большой силой воли и стремлением к победе над собой. Дабы испытать свои возможности, Гена решил двигаться один без какой-либо поддержки. Мы же ехал" втроем. Т.н. мотоциклисты были вне зачета, торопиться было некуда. Стар) СУ-1, с многообещающим названием "Прорыв-!", и протяжённостью 8 км, давал понять, что разогнаться там негде. Раздав свои вещи по машинам, готовимся к старту. Т.к. Чечен в прошлом году ездил СУ-1, и GPS у него был прикручен на руль, то свой "нафигатор" я оставил в рюкзаке, отданном джиперам.
Стартуем. Сразу брод, но не глубокий. Мчимся. В какой-то момент вырываюсь вперёд, за Геной. Через 5 минут начинаю лавировать по лесу, между деревьев и лебедящихся машин. Уже вошёл в азарт и через 5 минут сажаю бескомпромиссный эндуро в колее, уперевшись задним колесом в толстые корни, а передним - между камней. И всё это в грязи по колено. В10 метрах от меня Гена занимается тем же самым. Попробовав подёргать свой мотик, я решил дождаться Мишу с Чеченом.
Втроём, не без труда вытащив мотоцикл, продолжаем путь уже за Чеченом. Т.к., с его слов, я оказался лошарой, раз залез в эту ж... Проходит ещё минут 10 и, не помню уже по какой причине, мы с Мишей теряем из вида Чечена. Проезжаем вперёд - нет его! Сука! Увёз GPS, легенду и карту маршрута. Вспомнили, как он говорил, что нельзя уходить влево от колеи, лучше всегда держаться справа или уходить вправо выше. Так мы и сделали - залезли, не без усилий, на какую-то гору, по каким-то джиповским следам, в надежде, что следы выведут к финишу. Было так высоко, что сотовый оператор одарил нас покрытием сети, чем я незамедлительно воспользовался, отправив Чечену sms с ненормативным текстом. Три раза отправил, на всякий случай.
По одометру уже пройдено 9 км, а финишем не пахнет. Ругаясь матными словами на Чечена, пробираясь через завалы деревьев, штурмуя различные холмы, упираемся в норвежский экипаж. Норги посадили машину мостом на пень в неудобном месте. Им оставалось только обпиливать его, чтобы продолжить движение. Поулыбавшись друг другу, едем (если это можно назвать ездой) дальше. Через маленький промежуток времени упираемся ещё в два экипажа норгов. Нас встретили возгласами: "Coffee time! Vodka!" и выставили на капот литр того самого. Я, естественно, сказал: "Нельзя пить водку. На финише полиция. Всех посадят в тюрьму". В ответ услышали заливистый норвежский смех:). Корректно объяснив, что у нас всего по два колеса, мы отказались от "специального" предложения и попросили просто кофе. Взбодрившись, просим взглянуть в GPS. Нам достают из машины прибор, включают его, долго смотрят в экран, а потом объявляют.
В одной из глубоких луж у меня заглох мотик. И, почему-то мне показалось, что он хватанул воды, вместе выкатив его на сушу, я быстро провел необходимые манипуляции Убедившись, что везде сухо, мы поехали дальше. "Надо доверять своей технике"- подумал я. Замечу, что это был единственный раз, за всю гонку, когда я что-то откручивал в своем Рэйде.
"No connect".Беру в руки "нафигатор"-нет спутников. Ну что ж, говорю спутники-то американские, а вы где? В России! Поржали. Т.к. мы находились на вершине горы то слышали внизу рёв моторов и направление было понятно. Непонятно было другое - как спускаться на мотиках по почти отвесным, засыпанным камнями и деревьями склонам сопки. Я всерьёз подумывал пару раз сипнуть мотик вниз и аккуратно скинуться туда самому, т.к. даже пешком было не пройти.
Смеркалось. Мы приближались к финишу. Подъехав к берегу реки, за которой был финиш и бивуак, решили пробежаться пешком по берегу к броду, дабы проложить себе путь визуально. У брода встречаем Чечена с виноватым лицом: "Вы где были?". Оказывается, он нас также потерял. Совместными усилиями перетаскиваем мотики к броду. После слов Чечена про заглохший в броде мотоцикл, Миша отказывается переезжать реку. Миша раньше ездил на ЗИДовском "ЛИФАН200", но буквально за неделю до соревнований купил "правильный" мотоцикл. Дабы показать ему, что "не Джебелы" не тонут, пересекаю реку. Брод сложный, ещё и темно - хоть глаз выколи. Выскочив из брода и преодолев крутой подъём на выезде, уезжаю в бивуак. Ищу тепло и водку. И того и другого в достатке - везде горят костры, везде водка. Ожидание Миши с Чеченом затянулось. Проехать назад к броду я уже не мог. Через час они появились. Миша утопил мотик, не переехав реку. Они его вытащили, тан и оставив на том берегу. В итоге, мы с Мишей проехали 14 км вместо 8 примерно за 5 часов.
Отдых - дело хорошее. Находим свои вещи, расставляем палатки. Выпиваем.

ДЕНЬ ВТОРОЙ
Проснулись поздно, часов в 7 утра, когда машины уже стартовали следующий СУ (спец. участок). Ночью был лёгкий заморозок, около -4°С. От этого палатка покрылась коркой льда снаружи. Неспешно собираем вещи и готовимся в путь обратно, в Кандалакшу. Обратно потому, что СУ-2 и СУ-3 непроходимы для мотоциклов. Вместо этих этапов мы проедем другие, очень интересные маршруты.
Начинаем "реанимацию" Мишиного мотика. "ночевавшего" на том берегу: в масле вода, в цилиндре вода, выключатели, колодки, тросики, прихватило ночным морозом. АКБ сет. Кидаем провода от моего мотика и заряжаемся. Кто промывал мотор от эмульсии, тот знает, что дело это трудоемкое. В запасе всего литр масла, на одну замену. Проезжающая мимо команда Украины. любезно предоставила 4 литра отменного дизельного, масла Промываем. Эмульсия ещё есть. У проезжающих мимо норгов (Coffee time! Vodka!) берем соляру. Промываем. Пытаемся заводить- свечу забрызгивает водой В который раз выкручиваем свечу, сливаем с карбюратора. После продолжительных, манипуляций" заводим мотоцикл.
Дорога от финиша к старту заняла менее 2-х часов. При знании объезда засадных мест, муть может показаться автобаном. На месте вчерашнего старта расположились те, кто отказался или не смог уехать СУ-2 и СУ-3, дабы сохранить технику на следующие этапы. Пьем чай, кушаем, грузимся вещами и отправляемся в Кандалакшу.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ
На третий день был у нас перегон из Кандалакши в Умбу, для прохождения рекомендованного организаторами маршрута - Умба-Кировск, по т.н. "старокировской" дороге. В Умбе, подъехав на АЗС, Гена встал справа колонки, а я - слева. Оплатив топливо, Гена подошёл к мотику для заправки. Достал пистолет из колонки и... немедленно облил всё близлежащее бензином. Мой мотик, а также шлем, лежащий на нём, оказались на линии "огня".
Я в это время стоял поодаль, курил сигарету и наслаждался жизнью. Увидев эту картину, сильно не расстроился: "Протру. - думаю, - какие проблемы". Не спеша подошёл к мотику и увидел: всё покрыто толстым слоем бензина. Эффект "толстого слоя" создала вода, т.к. шёл дождь. Далее при снятии шлема с руля на моих глазах развалилась его фурнитура! Ещё 30 секунд - и визор выпадает на асфальт. Всё, не считая самого шлема и визора, просто плавилось и падало на асфальт кусочками! Я в трансе, но и это не все. Откатив тик в сторону после заправки, я наблюдаю картину, как от моего ветровичка начинают отваливаться куски!!! Я рас строился и закинул негодный шлем в кусты (К вечеру, в Апатитах, меня уже ждал кроссовый шлем, заботливо переданный любимой супругой.) У отворотки на старокировскую городу мы расстались с вредителем Геной и ' не торопясь проехали первыйе 50 км, они были совсем неинтересными - я скоро бел по шлему, и мы ехали спокойно. Дальше было интересней - полуразрушенные деревянные мостики, броды, гать, глубокие и длинные грязевые лужи. После одной из таких луж у | Чечена заглох мотик. Он всегда глох в глубоких бродах потому что это -"Джебел".
О том, что Серёга заглох, я узнал позже, когда через 10 минут движения он меня не догнал, а Миша тем временем уехал вперёд. Почуяв неладное, я вернулся обратно, и застал Чечена, "курящего бамбук" возле "Джебела". Интересно, что он сам проехал лужу, и когда мы отъезжали, мотоцикл работал; Заглох он позднее - просто как отрезали: ни на что не реагировал. Протирали фару, пинали в колесо, толкайли - всё одно, не заводится. Смеркалось. Поехал я лесом, чтоб верёвку какую найти, да поломанный мотик на буксир. На наше счастье, встретился УАЗик с .рыбаками, которые дали хороший трос и сообщили, что заблудившийся Мишаня ожидает нас в деревне Инга, что в 10 км от этого места. Жители деревни Инга пугливые и не приветливые. Мы не смогли пристроиться на ночлег и нашли ровное место с костровищем, где и собирались перекантоваться до утра. Но тем временем, после очередного протирания фары, "Джебел" одарил нас рокотом не едущего на низах мотора. Нам оставалось примерно 70км пути до натопленной бани и горячей еды с холодной водкой. Было решено ехать дальше.
Долго ли коротко ли, блуждая различными дорожками в потемках, но мы доехали до Апатита к 2-м часа ночи. В Апатитах нас встретили гостеприемный друг Чечена - Валера. В гараже дачного типа на берегу оз. Имандра была натоплена банька, было тепло, уютно и сухо.
Расположившись за столом, возле камина, мы мило вспоминали о том, как Серега нас бросил на первом этапе, как хорошо сегодня прокатиться, и мечтали, как офигенно мы прокатимся завтра по 1000 ручьев.

Четвертый день
Доехав до пос. Октябрьский, ждем выехавшего из кировска Гену. Дождались, перекурили, и уже традиционно пропустили его вперед. Проехали немного и встретили отдыхающую компанию из Питера. Ребята путешествовали на нескольких квадриках и трех мотоциклах, в сопровождении "Шишиги".
Парни оказались со снегоходного форума. Я еще не успел остановиться, а ко мне уже шли с налитой рюмкой коньяка. Постояли, выпили, поговорили за жизнь и путешествия, и в прекрасном расположении духи двинулись вперед.
Я уже перестал надеяться, что мы засветло приедем в Ревду, так как еще минут через 15 мы встретили техничку одного из джипов. Ребята расположились в хорошем месте, под ж/д мостом у реки.
Игорь, водитель технички, достал спининг. Его штурман накрыл "поляну" и развел костер. В котле зашкворчала каша, в кружках забулькало. Мы, в отличии от Гены, первый раз ехали 1000 ручьев. И более чем половину пути прикалывались - где ручьи? А потом началось! Количество ручейков, ручьев, речушек и рек было никак не меньше 999 - Миша считал.
Смеркалось. В одном из коварных бродов Миша закапывает заднее колесо, сиденье оказывается в воде. Вытаскиваем его и начинается: в цилиндре вода, в карбе вода, в воздушнике вода, АКБ сел.
Крутим гайки, продуваем двигатель, подзаряжаем аккумулятор. Зарядки от мотоцикла не хватает, мотик растолкать негде, мы никак не можем его запустить. И тут случилось хорошее - мы увидили свет фар втемноте. Подъехали два джипа. Остановились Тишину взорвал радостный вопль вышедшего из машины человека вопль вышедшего из машины человек "Coffee time! Vodka!". Ногри - это чTO-TO! Добрейшие люди! После "кофетайма" заводимся, и проезжаем оставшиеся 10 км до Ревды Селимся в гостинице.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ
На пятый день мы выстроились в колонну с машинами и выдвинулись к месту старта СУ-4 Умбозерский перевал. Через 200 метров от ста рта, нас ждала широкая река Сура, с полуразрушенным деревянным мостом. Перекатить мотоцикл казалось нереальным -огромные камни, бурное течение. Поразмыслив немного, мы, совместно с квадроциклистами (им тоже было не преодолеть брод) перекладываем пару брёвен, чтобы начать восхождение на мост. Пролеты на мосту такие, что пролезет целый квадроцикл, а мотик, вообще, ничем не зацепится и нырнёт вниз. Но деваться некуда, начинаем втроём перекатывать по одному мо-гику. Гена же, как человек неординарный, избрал иной путь - на "галстуке" перекатить мотик за джипом. К тому времени, как мы перекатывали третий мотоцикл, Гена второй раз скрыл DR-Z под водой. И сам немножко скрылся. Следующий брод, где нас ожидала понтонная переправа, находится между Умбозером и Чудозером. Пролив Волга-речка. Поставив два мотоцикла на самодельный понтон - из четырёх бочек и деревянных поддонов, нас с Геной начинают буксировать на тот берег. Понтон качает, глубина приличная, мы побаиваемся, но памперсы отрабатывают на отлично - мы сухие внутри и снаружи!
До берега остается метров пять, и у бочки упираются в дно. Недолго думая завожу мотоцикл и прыгаю в воду. Все оказалось не так просто - зыбкое дно не давало набрать скорость, и я, буксую, со скоростью пешехода пробираюсь к жесткому берегу.
Вчера мы ехали по восточному побережью Умбозера. Там было 1000 не глубоких ручьёв, хотя Миша насчитал 999. Мало наливали, наверное, а то он и три тысячи мог насчитать. Сегодня же ехали по западному побережью. Здесь ручьёв гораздо меньше, но все глубокие и необъездные. Приходилось въезжать в озеро с зыбким дном, чтобы объехать устье. В одном из таких бродов глохнет Чечен, как обычно. Сушим мотик, съедаем последние полшоколадки и едем дальше. В одном, практически последнем, болоте, засаживаем Мишин "Рэйд" по самые "не хочу"! Четыре взрослых человека не могли сдвинуть мотоцикл с места. Миша даже разделся, чтоб залезть по плечи под мотик - не зацепился ли за корни какие? Нет, не зацепился, но пошевелить его не можем -засасывает. Еле отсосали обратно! :) Сейчас даже представить не могу, что бы мы делали, если б добрые джиперы не вытащили его лебёдкой. Мотик из болота лебёдкой - охренеть! Хотя я читал чей-то рассказ, как для "Ладоги трофи. лебёдки на мотоциклы устанавливали специально И такое бывает Перед нами встали величественные горы - Хибины. Казалось, до заснеженных вершин можно дотянуться рукой. Но путь нелёгок, до вершины перевала о"оло5 км, преимуществен.
Вечерело. Красочные пейзажи хибинских год начали сливаться, и мы сворачиваем не в то русло не той реки. Но об этом узнаем позже. Реки с год стекают в основном по ущельям. пологих берегов нет. Потому приходится ехать по воде, тщательно выбирая траекторию. Метров 500 мы действительно ехали, пока дно реки не усеяли огромные валуны. Тщательно, иногда перетаскивая один мотоцикл втроем, тащимся вперед. Таким образом преодолели около 1.5 км за 3 часа И стемнело.
Ранее ночевать в горах, сырому насквозь изнутри от пота, без еды " сигарет мне не приходилось. Оставив котики прямо в воде, принимаем решение - ждать рассвета. С трудом находим место стоянки туристов. 8 костровище лежала пара поленьев, и, найдя на ощупь в темноте под кустами несколько хворостин, мы разжигаем огонь. Огонь был не долог, т.к. хвороста мало, а поленья толстые и сырые. Грели руки и головы в дыму от тлеющих поленьев.
Рассвет шестого дня мы ждали долго. И это был один из самых желанных рассветов в моей жизни. Ночью у меня зуб на зуб не попадал от холода. А тут пришёл к мотику, протащил метров 50, и опять жара.' Потребовалось протащить ещё 800 метров за 2 часа, чтобы понять - мы едем не туда! Пару лет назад я ездил на "Джипе" в этих краях. А Чечен в прошлом году проезжал этот маршрут на мотоцикле Сошлись на том, что по этому руслу ни он на мотоцикле, ни я на машине ехать не могли. Для точности умозаключения, Миша уходит в горы на час, чтобы Убедиться, что объезда нет, и понять можем, только верную дорогу мы сможем, только вернувшись на предыдущую точку координат. Это около 2,5 км но уже по светлому времени суток. О том, как мы выбирались, как мотоциклы падали в реку с отвесного берега, как я спал стоя, по 3-5 минут, держа мотик над обрывом, рассказывать можно долго. Скажу одно, что выехав на верное направление, путь нам показался автобаном, по сравнению со вчерашним вечером и сегодняшним утром. Автобан состоял из русла реки с камнями, поменьше вчерашних, из камней разбросанных по склонам, и редких пешеходных тропинок. И через некоторое время мы достигли вершины перевала с маленьким, но коварным озером. Озерцо является затопленной впадиной меж вершинами двух гор (это я так думаю). Поэтому глубина в нём, уже в 2-х метрах от берега, достигает 30 метров (это со слов МЧС). До КСС (Кольская Спасательная Станция) оставались считанные километры, около 6-ти. Так как пятый и шестой этапы для мотоциклов не подходили, то и маршрут седьмого - мы решили не проходить, а встретились с участниками прямо на финише главного внедорожного осеннего приключения Кольского полуострова.
Финиш расположился на турбазе Печа близ пос. Верхнетуломский. Здесь вечером того же дня, всех присутствующих ожидал грандиозный банкет по поводу закрытия гонки Всё хорошее когда-то кончается И становится немного грустно. Но вперли нас ждут новые поездки, новые испытания техники и людей, и, конечно же, главное приключение - АТ-2009





вернуться к оглавлению

 

 


  


[an error occurred while processing this directive]